«Без ТЗ результат ХЗ» – так можно кратко описать, зачем нужен бриф. Но если говорить серьезно: что такое бриф, зачем он нужен и как его составить так, чтобы получить от исполнителя ожидаемый результат.
Что такое бриф и зачем он нужен
Бриф на разработку проекта – это инструкция, в которой прописаны задачи, его технические особенности и этапы реализации. Проект может быть любым – от написания статьи до строительства космического корабля.
Цель брифа – зафиксировать договоренности и общее понимание каким должен быть результат проекта.
Брифы для клиента и исполнителя бывают разной степени точности. Если речь идет о создании комода под заказ, то с большой долей вероятности там будут строго прописаны размеры, цвет, количество ящиков и даже материал ручек.
Но в случае с созданием рекламного ролика в брифе может быть указана цель ролика, целевая аудитория, общая тематика, а остальные предложения будут ожидать от креативного агентства. Помимо этого в брифе прописываются сроки исполнения заказа и предполагаемый бюджет. Таким образом заказчик ставит рамки и создает структуру, по которой будет работать исполнитель. Нередко и подрядчик участвует в создании брифа.
Какие бывают брифы и что в них необходимо учесть
Бриф нужен при работе с любым подрядчиком. И в зависимости от сферы он может отличаться.
Рассмотрим на примерах:
- Бриф для дизайнера баннеров. В нем указываются: описание целевой аудитории, пожелания по дизайну, требования по соответствию баннера фирменному стилю компании, тексты, размер, вес файла, наличие gif или видео-элементов, сроки исполнения.

- Бриф СММ менеджеру и агентству. Тут важно указать конечный результат деятельности подрядчика, выраженный цифрах. Например, количество лайков, репостов, подписчиков, лидов. Также описывается целевая аудитория, тон общения с аудиторией, допустимые и недопустимые креативы.
- Бриф для сайта часто состоит из нескольких страниц, так как там необходимо учесть такие технические моменты: адаптивность под мобильные устройства, наличие форм обратной связи, скорость загрузки, структуру, путь клиента и множество другого. Важно, чтобы сам подрядчик принимал участие в подготовке задания на разработку сайта. Следил за ходом и этапами работ, иначе результат может его не устроить.
- Бриф таргетолога. Задача такого специалиста – лиды. Потому в брифе должно быть прописано, какое количество заявок необходимо привлечь таргетологу. Тут же может быть указана и средняя стоимость лида, и каналы привлечения, а также исключения. В брифах таргетолога часто прописывают, что нельзя привлекать трафик с сайтов для взрослых.

Любая работа имеет свои особенности. Потому в каждой сфере бриф так или иначе будет отличаться.
Обязательные элементы хорошего брифа
Что всегда должно присутствовать в вопросах для брифа.
Точки А и Б.
То состояние, в котором компания находится сейчас – точка А. Какой результат должен быть достигнут с помощью выполняемой работы – точка Б. В случае с редизайном сайта точкой А является падение количества заявок из-за устаревшей структуры ресурса или технических проблем, а точкой Б – создание площадки, которая будет способна генерировать N заказов в сутки. Точка Б является целью проекта, которую в некоторых брифах прописывают отдельно.
Информация о компании.
На первый взгляд польза от этих данных может быть неочевидной. Но в задаче по созданию рекламных объявлений упоминание о том, что компания работает на рынке уже 10 лет и имеет широкую сеть филиалов, может выделить объявления на фоне конкурентов.
Не понимая, на кого ориентирован продукт, невозможно добиться высоких результатов. Когда на российский рынок выводили бренд «Доширак», именно знание ЦА позволило не допустить ошибку в названии. В оригинале лапша называется «Досирак» – не самое благозвучное слово для русского уха.
Уникальное торговое предложение (УТП).
Говоря проще, это конкурентное преимущество. То, что отличает продукт от конкурентов и ценно для потребителя. Причина, по которой клиент выберет ваш продукт среди прочих.
Сроки реализации.
Они являются ориентиром для исполнителя и дают возможность оценить, достижима ли поставленная цель в обозначенные сроки.
Бюджет.
Клиент обозначает, сколько он готов потратить на реализацию проекта, а подрядчик оценивает, достижима ли поставленная цель с таким бюджетом.
Технические детали.
В брифе на написание текста может быть указано, что лид-абзац не должен превышать 300 символов и копирайтер должен предложить 3 варианта заголовка.

Референсы.
Это ссылки на примеры работ, которые нравятся и не нравятся заказчику. Они помогают исполнителю понять, какие элементы дизайна и стили текста можно использовать, а какие неприемлемо.
Чем более детально составлен бриф, тем выше вероятность получить на выходе качественный результат.
Что происходит, когда бриф написан
После того, как бриф заполнен и отправлен подрядчику, в него могут быть внесены уточнения и корректировки, которые должны быть согласованы обеими сторонами. После этого заказчик готовит план работ проекта, который может включать поэтапную структуру, сроки исполнения этапов, технические задания на работы.
Конечно, так происходит не всегда. Копирайтер может сразу приступить к работе после получения и согласования брифа на текст. Корректировки будут вноситься уже в готовый текст.
Заключение
Бриф заказчика – это инструкция, которая дает клиенту и подрядчику общее представление: что, как и в какие сроки нужно сделать и какой должен получиться результат.
Чем более детально составлен бриф компании, тем качественней будет выполнен проект.
Конкретика, цифры, референсы – это те элементы брифа, которые облегчают понимание задачи.
И важно помнить: подходите к написанию брифа максимально ответственно. Внесение изменений в бриф после начала работ может вести за собой изменение стоимости.