Маркетплейс, это по сути тот же рынок с разными товарами и продавцами, но в электронном формате. Сегодня такие рынки стали одними из основных площадок продаж, активно вытесняя отдельные интернет-магазины. Многие продавцы маркетплейсов даже не имеют собственных сайтов.
В этой статье мы рассказываем о том, как анализировать продажи на маркетплейсах, чтобы не прогореть.
Зачем анализировать продажи
Как и на рынке в маркетплейсе нужно знать:
- Какой товар пользуется спросом, а какой люди не покупают.
- В какой нише конкуренция высокая, а где спрос превышает предложение.
- Какие новые товары могут быть потенциально интересны клиентам.
Знания эти нужны, для того, чтобы, выходя на площадки, зарабатывать, а не терять деньги на товаре с малой востребованностью.
Для анализа продаж на маркетплейсах есть два инструмента:
1. Встроенная аналитика самих маркетплейсов.
2. Сторонние сервисы аналитики.
Для точного анализа и понимания рынка рекомендуется использовать оба варианта.
Встроенная аналитика маркетплейсов
Встроенная аналитика делится на два типа:
- Предварительная. Позволяет прогнозировать и искать новые ниши.
- Продажная. Когда вы уже запустили продажи и оцениваете их эффективность.
Предварительная аналитика
Такой сервис есть у Ozon и у маркетплейса Вайлдбериз – основных торговых площадках в рунете. Рассмотрим его на примере Озон. Тут он называется «Что продавать на Ozon».

В сервисе находится информация о:
- Самых продаваемых товарах на Ozon. С ее помощью вы сможете понять, что пользуется наибольшим спросом на маркетплейсе. В большинстве ниш будет высокая конкуренция, но для вас это возможность предложить новый бренд в товарной категории.
- Бренды, которых нет на Ozon. В отчете можно посмотреть, какие торговые марки еще не представлены в популярных категориях. Это позволит стать первым, кто предложит новый бренд.
- Самые продаваемые на рынке. Это информация о тех товарах, что в целом пользуются спросом в России, но их еще нет на маркетплейсе.
- Все фразы. Предоставляет данные о поисковых запросах пользователей. С одной стороны также позволяет оценить спрос. С другой – облегчает подготовку SEO-текстов для карточек товара. Обратите внимание, что многие продавцы и на Ozon, и на Wildberries стараются максимально использовать ключевые слова уже в названиях самих товаров. Это повышает вероятность попадания в ТОП поиска по маркетплейсу.

- Без результатов. Это отчет о поисковых запросах, по которым покупатели ничего не нашли. Он позволяет:
- Выявить товары для маркетплейсов, которые интересны покупателям, но отсутствуют в продаже.
- Найти ключевые слова для товара, которые еще не используют конкуренты, но уже вводят покупатели.
- Тренды. Доступен для тех, у кого уже запущены продажи. Предоставляет данные за последние 28 дней по просмотрам, оборотам, количеству товаров и их средней стоимости в той же категории, что продаются и ваши товары. А также позволяет оценить динамику ваших продаж относительно продаж по категории в целом.
- Конкурентная позиция. Новый отчет, позволяющий видеть свою позицию в категории товаров относительно конкурентов.
Все эти данные дают возможность выбрать новые ниши и товары, а также спрогнозировать продажи и выявить точки роста для уже запущенных на маркетплейсе продуктов.
Продажная аналитика
Она похожа на стандартную метрику сайтов. Потому тем, кто работал с Яндекс.Метрикой или Google Analytics, разобраться в ней будет не сложно.

Тут вы увидите:
- Сколько всего было продано ваших товаров.
- Сколько посетителей в целом посмотрели карточки товаров.
- Сколько из них посмотрели ее в блоках «Главное предложение» и «Другие предложения».
- Какова была конверсия из просмотров в добавление товара в корзину.
- Сумма заказа по каждому товару.
- Отмены. Когда заказанный товар отменил покупатель до его доставки, либо продавец до его отправки.
- Возвраты. Когда клиент получил товар, но вернул или просто не забрал вовремя из ПВЗ.
- Позиции в поиске и каталоге.
Все это позволяет выявлять точки роста продаж, особенно если оценивать показатели в динамике.
Анализ с помощью сторонних сервисов
Несмотря на то, что на рынке представлено несколько популярных маркетплейсов, основная масса сервисов сосредоточена на работе с Wildberries и Ozon как лидеров рынка.
Их работа построена на внешнем анализе данных маркетплейсов и отслеживания динамики изменения основных показателей по товарам и категориям, включая изменение стоимости за определенный период.
В отличие от внутренних систем самих маркетплейсов, внешние сервисы позволяют подобрать оптимальную цену товара с учетом желаемой прибыли, всех комиссий и сборов площадок.
Также некоторые сервисы позволяют управлять продажами на разных площадках из одного личного кабинета (преимущественно доступно для Wildberries и Ozon). Это удобная функция, так как часто на разных маркетплейсах продавцы ставят разные цены на один и тот же товар.

Внешние сервисы содержат много полезной информации, которую можно представить в форме удобных отчетов с учетом данных уже запущенных продаж.


Обратите внимание на скриншот выше. Это полный перечень доступной информации, предоставляемой одним из внешних сервисов аналитики маркетплейсов.
Помимо общей информации по товарам, он рассчитывает и предполагаемые будущие даты и объемы поставок товаров на склад маркетплейса, что важно для бесперебойных продаж.
Также он предоставляет важную SEO-информацию, необходимую для продвижения как внутри маркетплейса, так и в поисковых системах. А SEO-трафик, это основной источник посетителей для карточек товаров.
Заключение
Торговля на маркетплейсах активно развивается и все больше вытесняет с рынка частные интернет-магазины.
Но несмотря на высокую популярность маркетплейсов среди покупателей, просто поставить там свой товар недостаточно.
Необходимо, чтобы он:
- Был востребован покупателями.
- Соответствовал их ожиданиям по цене и качеству.
- Выделялся среди предложений конкурентов.
И соответствовал еще целому ряду других параметров.
Потому, выходя на маркетплейс, проводите детальный предварительный анализ, а также следите за показателями продаж, чтобы не выйти на «рынок» с товаром, который никто не будет покупать.